ФЭНДОМ

Stronghold 2 — стратегия-симулятор, разработанная кампанией Firefly Studios в 2005 году.

ОписаниеПравить

В свое время Stronghold стал откровением. Ну как же — оказывается, в средние века рыцари не только бились друг с другом толпа против толпы посреди чистого поля. Они ж еще и замки штурмовали! Ага, у каждого уважающего себя феодала была замечательная крепость, для захвата которой приходилось серьезно потрудиться. Правда, в игре хватало ляпов, и орда пехотинцев, ловко работая мечами, могла срыть до основания казалось бы неприступную стену. Тем не менее игра открыла глаза не только игрокам, но и разработчикам. И очень скоро последовали попытки создать свою крепость. Однако что-то постоянно мешало, и следующей приличной крепостью явно должна была стать крепость из Stronghold 2.

Однако самым удивительным стало то, что к нам в итоге пришли Settlers. Не те, которые Heritage of Kings, позорящие это гордое имя. А те, что должны по праву получить номер в череде поселенцев. Только очень суровые и предпочитающие отсиживаться за крепостными стенами. В мире Stronghold нет места беззаботному веселью мира Settlers. Юмор здесь свой, особый, как правило — черный. Хотели получить больше осадных орудий — пожалуйста. Только в довесок пойдут научившиеся гадить (тут невозможно подобрать другое слово) крестьяне, чей навоз нужно постоянно убирать во избежание эпидемии. Больше стен и башен? Пожалуйста! А заодно уж примите и преступность с возможностью изводить преступников аж 10 способами. Кстати, самый высокий уровень преступности как раз в гильдии ассенизаторов. Что-то очень глубокое есть в этой идее...

В итоге штурм и оборона крепостей как раз не выглядят самыми интересными процессами в игре. Самое интересное — это создать свой замок, сделать его лучше, чем у всех. И мы включаемся в это неторопливое действо, разглядывая своих людей, которые бегут по несуществующим тропинкам. Потому что ведут они от склада и обратно, даром что их никто не прочертил. Вот такие Settlers. Или все-таки Stronghold? Ну да, труба опять зовет на стены. И кто только притащил эти катапульты?

ГеймплейПравить

Что такое Stronghold прежний? Это стратегия в стиле Age of Empires с некоторым уклоном в сторону создания, обороны и атаки замков. Нынешняя же игра нисколько не похожа на своего предшественника. Она в первую очередь стала симулятором жизни средневекового замка. Появилось множество ресурсов (часть из которых вполне проходные), однако теперь добывать их необходимо. Однако все же о принципах игры.

НастроениеПравить

Настроение крестьянства — вещь куда более распространенная, но тем не менее все равно встречающаяся редко. Куда более интересна его трактовка. При 100 единицах настроения крестьяне не выдают многократную норму выработки, подобно Стаханову. Они просто работают. Но стоит только начать настроению падать — и вы не увидите новых крестьян. А потом начнут уходить и старые. От чего настроение будет падать еще больше, так как уходят они в первую очередь с работ, поднимающих настроение. Вот такой замкнутый круг.

ИменияПравить

Понятие имений как-то раньше нигде и не встречалось. По крайней мере в том виде, в котором оно встречается в игре. Есть центральное имение, в котором в башне проживает лорд-правитель. В нем и только в нем можно строить оборонительные сооружения, войска, регулировать налоги и следить за настроением. Во всех остальных можно только две вещи — построить что-то за счет центральной казны и отобрать что-то из запасов. Налоги там не регулируются — имение стабильно платит некоторую сумму даже тогда, когда в «центре» налоги установлены в минус. Настроение у тамошних жителей стабильно. Более того, эти имения до определенной степени автономны. И, щелкнув на флаг в нейтральном имении и заплатив 100 чести за его присоединение к вашим владениям, вы через некоторое время обнаружите, что народ самостоятельно посадил пару яблоневых садов и помирать от голода не собирается. Разумеется, активность местных жителей нужно регулировать путем создания нужных добывающих предприятий. Но тем не менее...

И, наконец, преступность. Не то чтобы это было страшной проблемой. Все проблемы решаемы. Но как только она возникнет — придется создавать мощный судебно-карательный аппарат, который будет заниматься отловом и наказанием преступников. Не то чтобы преступники сильно вредили своими противоправными действиями (украденное ими обычно незаметно на фоне налаженного производства), но они не работают на выделенных им работах (например, простаивает навозная яма, что выливается в дополнительные убытки) и своим вызывающим бездельем снижают настроение граждан, которые с непониманием смотрят на то, что некоторым позволяется ничего не делать и брать все, что захочется. Придется искоренять.

ЧестьПравить

Честь — своего рода показатель благополучия правителя. И это валюта, за которую покупаются хорошие войска (само собой — кроме уже уплаченного золота) и приобретаются имения. А чтобы вы не мучились, как добыть этот ценный ресурс, — вот вам список всех «приходных мест». Итак, основной поставщик чести — это кухня. Наличие на ней «продвинутой пищи» гарантирует пиры. Спальня леди сама по себе приносит честь, а уж при наличии ткани эффект от танцев после пира значительно увеличивается. Сюда же можно отнести гильдию музыкантов (усиливают эффект от пира). Хорошее кормление крестьян (не менее чем двумя видами продуктов) тоже будет вносить свой взнос в «общий котел». Очень полезны в плане чести рыцарские турниры и статуи. Из менее распространенных — церковь, монастырь, суд и странствующие артисты. Также честь может идти от вашего звания, но это скорее так и не реализованная задумка разработчиков.

ЗданияПравить

Порядочный замок начинается именно со стен. И только за стенами находится то, что вы будете оборонять. А тут без хорошо отстроенного замка не справишься. Строим?

Обратите внимание — все стены, башни и прочие сооружения, относящиеся к обороне, можно строить только на землях вашего замка. Даже в самом уязвимом к вторжению противника имении вы можете только держать войска, которые будут сражаться без поддержки каких-либо башен.

Одних стен мало. На пустые стены легко и непринужденно вскарабкается противник и возьмет замок в свои руки. Изощренная мысль разработчиков предлагает нам оснастить эти стены не только войсками (это уже совсем не ново), но и различными оборонительными сооружениями.

АрмияПравить

Войско подобно зданиям — создается моментально и отправляется к «порту приписки». То есть обычное воинство идет к казармам, а наемники бегут к лагерю наемников. Но! Сам процесс мобилизации происходит там, где оказался свободный от полевых работ рекрут. У костра — значит, новый воин появится у костра. Если вы забрали в армию всех свободных крестьян и тут же призываете новых — новые бойцы появятся неподалеку от хижин, откуда они маршируют к костру. Это важно в тех случаях, когда войска нужны быстро.

Обычные бойцыПравить

Обычные бойцы стоят недорого, но требуют всевозможных доспехов и оружия. Это обычная армия, предназначенная для защиты своих стен и штурма чужих. Но никаких оригиналов с хитрыми умениями среди них не ищите — такие водятся только среди наемников.

Вооруженный крестьянин (Armed Peasant). . Обычному крестьянину дают в руки вилы и отправляют его на войну. На мой взгляд — бесполезная трата денег. Они даже с волками толком не смогут бороться. Единственное преимущество этого мегавоина перед остальными — для него не нужны доспехи и оружие, на крестьянина нужны только деньги. Видимо, это одноразовое ритуальное пособие на его захоронение.

Копейщик (Spearman). . Уязвим ничуть не меньше крестьянина, благо доспехи ему не положены, в силу чего для копейщика попадание в ловушку равносильно смертельному приговору. Однако шустр и вооружается копьем, что дает ему шанс нанести небольшой урон противнику, прежде чем сам воин покинет это мир.

Лучник (Archer). 12З, 2Ч . Основное оборонительное войско — кому еще стоять на башнях? Да и в атаке лучники далеко не последние люди. Броня им по штатному расписанию не положена, поэтому лучники не любят ловушки и вражеских воинов, которым посчастливится добраться до толпы лучников (а лучников лучше применять именно толпами). Нуждаются в луках, которые нужно делать или приобретать.

Арбалетчик (Crossbowman). 20З, 2Ч . Отлично пробивают вражескую броню. Но! Стреляют медленно и очень недалеко. Еще одна странная черта арбалетчиков — арбалет у них изначально не заряжен. И заряжать его они начинают только тогда, когда увидят цель. Из-за этого применение арбалетчиков в поле нецелесообразно, ибо более-менее шустрый противник успеет войти с арбалетчиками в контакт, так и не дав им выстрелить. Воюем ими только в обороне с башен, где они достигают вполне приличной дальности. На башнях у арбалетчиков неплохие шансы выжить, потому что каждому арбалетчику положена кожаная броня.

Воин с булавой (Maceman). 20З, 1Ч . Главная характеристика — быстрый резервный отряд. Вооружены булавой и одеты в кожаную броню. В обороне стоят в резерве и бросаются в точку возможного прорыва. В нападении опять же стоят в резерве и направляются туда, где противник неосмотрительно оставил дырку. За счет высокой скорости они и успевают либо прорваться, либо заткнуть прорыв. Но самостоятельного значения не имеют — пока парни с булавами несутся на прорыв, надо вести туда же более мощных бойцов, дабы развить их успех.

Алебардщик (Pikeman). 20З, 2Ч . Идеальные бойцы для обороны. У лучников с ними будут явные проблемы - металлический панцирь просто не пробьешь. Арбалетчики, скорее всего, сами так и не доберутся до стен. Своими алебардами они очень быстро отталкивают вражеские лестницы и сносят прорвавшегося противника со стен. Плохо то, что они или уже есть на стенах, или вы уже не успеете их подогнать — ходят алебардщики крайне медленно. Кстати, замечены в кидании камней на головы врага.

Мечник (Swordsman). 40З, 8Ч . Мечник — недорогой и ухудшенный вариант рыцаря. Однако в атаке все же лучше алебардщика. Поэтому, пока нет рыцарей, мечники подойдут для этой цели. В обороне однозначно не нужны — отталкивают лестницы хуже алебардщиков, да и камни кидать не умеют.

Рыцарь (Knight). 100З, 25Ч . Как ни странно — передвигаются быстрее мечников. Вот что значит тренировка! Исключительно атакующий отряд. Правильный полководец не будет использовать рыцарей иначе, как в конном строю. При этом они передвигаются очень быстро и уничтожают любого противника, попавшегося под их горячую руку. В обороне их использование граничит с глупостью.

НаёмникиПравить

Кроме банальной пехоты из замка во всех ее видах есть воины-уникумы, называемые наемниками. Все свое вооружение они носят с собой, и применение каждого воина требует особой тактики или причин. Но обычно они стоят потраченных на них денег. Кстати, при приеме на работу наемников расходуются все те же ваши мужики. Так что, даже будь у вас миллионы, сразу большую армию нанять не получится.

Разбойник (Outlaw). 60З . Этот парень воистину встречается практически исключительно в рядах разбойников. Особенность его в том, что умеет с небольшого расстояния сильно метнуть копье. Небронированных бойцов убивает сразу, слабобронированных сильно калечит (сильнобронированные взирают на это действо с явным непониманием на лицах). Такой фокус проделывает один раз, после чего начинает сражаться в ближнем бою, где уже не слишком опасен из-за отсутствия брони. Покупать их не стоит, а вот опасаться их броска копья нужно.

Легкая кавалерия (Light Cavalry). 40З, 2Ч . Очень быстрая кавалерия, нужная для истребления особо зарвавшихся вражеских лучников. Против бронированных отрядов противника им ничего не светит. Словом — отряд ограниченного применения, обычно для вылазок в обороне. Кони им не нужны, приходят со своими.

Топорометатель (Axe Thrower). 100З . Очень эффективная замена лучников. Дальность «стрельбы» топорами меньше, чем у лучников, но сильно выше арбалетчиков. Зато скорость метания топоров гораздо выше, чем у остальных стрелков. У лучников на земле нет никаких шансов против топорометателей на стене. Недостаток тот же, что и у лучников, — плохо пробивают броню. Так что если завелись лишние денежки, то купите для обороны топорометателей. В атаке они, как вы понимаете, из-за меньшей дальности куда менее пригодны.

Пикт-лодочник (Piktish Boat Warrior). 40З . Пользуются складной лодкой, поэтому основное их назначение — выйти в тылу противника из моря и порушить хозяйство, насколько позволит беспечный противник. Броню не носит (пловцу она незачем), поэтому в бою ничего особенного не представляет и умирает от первых же ударов. Но он и не предназначен для войны.

Убийца (Assasin). Настолько секретный боец, что найти его можно только в мультиплеере. Там он умеет прятаться от вражеского взора на средних и больших дистанциях, может перелезать через стены и, наконец, умеет открывать ворота для ваших наступающих войск. Главное, чтобы вблизи ворот не было толп вражеских лучников.

Конный лучник (Horse Archer). 80З, 2Ч . Лучник, который хотя и стреляет ближе, чем обычный пеший, но зато умеет стрелять с ходу. Опять-таки — налететь и обстрелять вражескую легкую пехоту, тех же лучников. В рукопашный бой не вступать.

Берсерк (Berserker). 80З . Совершенно страшный боец в ближнем бою, где наносит ужасные удары. Легкую пехоту противника убивает на месте. Но совсем не носит броню, за счет чего делается легкой добычей для лучников противника. В связи с этим можно использовать только тогда, когда уже завязался бой и есть возможность вкинуть еще один отряд во всеобщую свалку.

Вор (Thief). 10З, 50Ч . Невидимка, похожий на убийцу. Однако не считает нужным воевать, предпочитая пробираться к вражеской сокровищнице. После этого устраивается рядом и методично грабит противника.

Монах (Monk). 25З . Неплохой боец, предназначением которого будет отпихивание лестниц от стен — он быстро справляется с этой задачей.

Боевой монах (Warrior Monk). . Неплохо держит удар за счет щита. Да и сражается неплохо. По боевым качествам можно сравнить с воином с булавой. За счет чего столь маленькая цена, мне совершенно непонятно.

Штурмовые юнитыПравить

Для военных машин крестьяне все равно изымаются из оборота (нечего им у костра прохлаждаться). Заказали требюше — и несколько потенциальных работников исчезли от костра. Исключение — механик, который производится только в гильдии механиков и топает к ней своим ходом от все того же костра. Да и воин с лестницей добирается своим ходом, если он создан в гильдии механиков.

Механик (Engineer). 30З . Мастер на все руки — ремонтирует здания и стены, поливает врага смолой, роет подземные ходы. Крайне самостоятелен и починкой стен занимается сам (направить его на это дело нельзя), однако делает это крайне неэффективно. Особенно полезен в деле поливания врага смолой. Для этого один или два механика остаются у котла со смолой и греют его, а остальные получают бадейки со смолой около котла, после чего их надо отправить на стены. Дальше механики будут сами ходить за смолой и поливать ей зазевавшихся врагов.

Воин с лестницей (Ladderman). . Сам по себе этот боец безобиден. Убить никого он не сможет. Он только приставляет лестницу к стене замка и тут же бежит за следующей. Но по его лестницам полезут другие, и часто от этого нескончаемого потока уже не удается спастись. Поэтому истреблять их надо жестоко и беспощадно.

Это интересно: если по воину с лестницей прокатится бревно, то лестницу он потеряет и побежит за новой в осадный лагерь.

Требюше (Trebuchet). 200З . У этой боевой машины есть особенность — она выпускается в сложенном виде. И, приехав на место, раскладывается и более не складывается обратно. Причем команды разложиться для требюше нет. Он просто раскладывается там, куда прибудет. Поэтому очень тщательно выбирайте место, куда его послать. Закидывает большие камни на большое расстояние, при попаданиях наносит большой урон. В качестве дополнения может кидать в город противника дохлых коров и заражать крестьян чумой. Но действует зараза только на крестьян, так что польза от коров весьма относительна. Особенно когда в городе все порядке с лекарями.

Это баг: если поставить требюше в режим метания дохлых коров, то остановить его будет невозможно. Коровы будут лететь в город бесконечно.

Огненная баллиста (Fire Ballista). 150З . Самостоятельная машинка, которая весьма далеко запускает огненные стрелы. Точность высокая. Против стен бесполезна, использовать только против тех, кто на стенах. Стреляет довольно редко, поэтому необходимо, чтобы у вас было несколько таких машин, иначе по одной их расстреляют.

Катапульта (Catapult). 200З . Все преимущество катапульты относительно требюше в том, что катапульта может перемещаться с места на место. Но стреляет она недалеко и одним-единственным камнем. Точность оставляет желать лучшего, поэтому в людей на стенах стрелять бесполезно — только рушить сами стены. Урон от камней достаточно силен, но если у противника много стрелков с зажигалками, то что-то сделать может только целая группа катапульт — уж больно быстро они сгорают.

Малая осадная башня (Siege Tower Small). 150З . Вообще штука красивая. Но этим все ее применение и ограничивается — уж больно эффективно работают зажигалки. Так что разрушить осадную башню легче легкого (что совсем не соответствует реальности). Но, если вдруг удалось подогнать ее к стене, — закидывает воинов на стену целыми партиями.

Большая осадная башня (Siege Tower Large). 250З . Тот же фокус, только эта осадная башня имеет сверху площадку, на которую можно посадить своих лучников. Соответственно, увеличится дальность стрельбы. Однако вряд ли осажденные будут терпеть у себя под носом этот быстросгорающий объект.

Таран (Battering Ram). 150З . А вот таран не подкачал. Используется он только против ворот, но уж если удалось его подвести к воротам, то выносит он их очень быстро. Дело за малым — все же дотащить таран до ворот.

Передвижной навес (Cat). 100З . Если противник настроил вредительских рвов, то в нелегком деле их преодоления может помочь только этот навес. Под его прикрытием землекопы могут подойти к стене и закопать ров. К его недостаткам можно отнести сильную горючесть. Раз — и землекопов уже ничто не защищает.

Передвижной щит (Mantlet). 10З . Не только у людей на стенах есть чем защититься. Те, кто под стенами, могут использовать передвижные щиты и нести куда меньшие потери. К сожалению, сами щиты тоже превосходно горят.

Огненная повозка (Burning Cart). 100З . Замечательное средство как при осаде, так и при обороне. В обычном состоянии это просто повозка. Для использования ее надо активизировать (то есть поджечь). После этого она, если ее уничтожить, разливает вокруг себя большое поле горящего масла. То же самое случится, если она достигнет места назначения. И опять же разольется горящее масло, если вы пошлете повозку туда, куда она не сможет добраться. Например, к зданию за стену замка. Последнее можно использовать как управляемую ловушку для вражеских войск. Однако противник обожает охотиться на эти повозки и часто страдает от этого — ведь после уничтожения повозки всех рубивших ее окатывает горящим маслом. Очень хорошо действуют эти повозки против осаждающих, когда несколько повозок отправляется к лагерю противника. Там и войска поджарятся, и осадный лагерь скорее всего сгорит. Применять повозки лучше по несколько штук. Противопоказания к применению — наличие у противника баллист. Баллисты расстреливают повозки очень быстро, и у вас будет крайне мало шансов что-то сделать с ними.

ИтогПравить

Теперь подведём итог:

Плюсы:Править

  • Интересный сюжет.
  • Интерес повторной игры..
  • Новый 3D движок.
  • Даже кролики имеют имена.
  • Имеется редактор карт, где вы можете устроить бой 10000 на 10000 солдат любого вида!

МинусыПравить

  • НЕ ДЛЯ СЛАБОНЕРВНЫХ! При приближении камеры у людей ПЛОСКИЕ головы!
  • Графика хоть и 3D, но плохая.

ИтогПравить

Некоторые признали игру провальной, но большинство оценивает достаточно хорошо. Поэтому поиграть все равно стоит. Удачи!!!

Часть обзора взята с сайта ЛКИ

Начать обсуждение Обсуждение статьи «Stronghold 2»